В интервью корреспонденту Meta-ratings.kz литовец:
- объяснил, почему «Астане» не удалось стать чемпионом Премьер-лиги;
- оценил провальную игру против «Челси» в Алматы;
- рассказал об опыте в «Ливерпуле», «Герте» и тяжелом периоде в «Брайтоне»;
- поделился деталями конфликта с Видемоном в «Жальгирисе»;
- выделил лучших защитников и нападающих чемпионата.
– Кипрас, в начале прошлого сезона из-за проблем с адаптацией «Астану» покинули сразу двое легионеров: Карлитос и Масурас. А были ли у вас моменты, мешавшие интегрироваться в команду и местный чемпионат?
– Нет, адаптация проблемой не стала. Я объездил немало стран, поэтому как такового барьера не было. Эти ребята из других краев: Карлитос из Испании, Масурас – Греции, поэтому, скорее всего, по ним ударил здешний климат и все такое. Для меня же изначально все было отлично.
– Принято считать, что игра на двух чужих стадионах – «Хан-Тенгри» и «Центральном» – сказалась на выступлении команды в 2024-м. Насколько мешал этот фактор?
– Я убежден, что сказалась. Нам очень не повезло, что «Астана Арена» закрылась на реконструкцию и мы были вынуждены играть, считай, что не дома. Конечно, это ощущается совсем иначе. Поле, на котором команда выступала поначалу («Хан-Тенгри») было каким-то маленьким. Но если вспомнить результаты на «Центральном»… По-моему, там мы уступили одному только «Челси».
Поэтому, разумеется, играть на арене побольше и качественнее дается проще. «Хан-Тенгри» не был так удобен. История с полями все-таки имела свое влияние.
– В матче ЛК против «Челси» (1:3) вы играли примерно в -10°C. Сталкивались ли с такими условиями прежде? Все же в Литве зимы теплее.
– Да нет, там тоже не так уж тепло, на самом деле. Но играл ли я в -10°C… Даже не могу припомнить. В холод выходить доводилось, но все же -10°C – самая низкая температура за мою карьеру.
– А как оцениваете тот поединок для «Астаны»? В сети было немало хейта: якобы, лучшая команда страны не смогла переиграть детей из Англии.
– Мы так долго ждали эту игру. Думаю, мы были готовы к «Челси», но командно допустили несколько грубых ошибок, особенно в первом тайме.
Мы ошибались тактически – просто не выполняли ту работу, что просил тренер, отчего и пропустили. Но во второй половине, как мне кажется, исправились: если посмотрите, то играли на порядок лучше и могли забить еще. Уже ничего не поделаешь. Играй мы с самого начала так, как планировали, итог мог бы быть позитивнее.
– Наверное, первый гол испортил вообще все.
– Конечно. Когда ты встречаешься со столь мощной командой, хочешь круто начать, но пропускаешь уже к 15-й минуте, это все меняет. Так что соглашусь.
– В последнем туре Премьер-лиги «столичные» разгромили «Жетысу» (5:0), но все же упустили чемпионство – «Кайрат» выиграл в параллельном матче. Какой была атмосфера в раздевалке в перерыве и после свистка?
– В перерыве все были на позитиве – к тому моменту счет уже стал 5:0. Тренер сказал, что нужно доиграть этот матч по-чемпионски, как подобает топ-клубу, и что будет, то будет. От нас мало что зависело.
– Вы не следили за результатами параллельных игр?
– Да, мы посматривали за другими командами. Кто-то из тренерского штаба постоянно держал нас в курсе того, что происходит параллельно. А когда мы вернулись в раздевалку после свистка, «Кайрат» все еще доигрывал последние минуты. Мы смотрели трансляцию, и это было так… Испытывали это чувство, когда ты не можешь ничего поделать. Мы-то свой матч выиграли.
– Ощущаете спортивную злость перед началом нового сезона?
– Естественно, кому бы не хотелось взять реванш? В следующем сезоне все будет лучше, потому что мы вернемся на родной стадион. К своим болельщикам, в этот город… Не могу утверждать, что будет легко, но проблем, по сравнению с прошлым годом, поубавится.
Суть в том, что на старте прошлого сезона мы потеряли слишком много очков. Набирать ход становилось труднее и труднее, но, благо, с лета мы стабильно выправляли положение. В какой-то момент шли в таблице 7-ми или 9-ми, а в конечном счете забрали серебро – это очень достойно. Если хорошо стартанем в новом сезоне, у нас будет все, чтобы стать чемпионами вновь.
– Откатимся на несколько лет назад. До перехода в «Брайтон» вы ездили на просмотр в «Ливерпуль» и «Герту» – что это был за опыт?
– Да, тогда я был совсем юным – это мои 14-15 лет. Я просто пробовал всякое. В Германии, к примеру, было нелегко, но вот время в «Ливерпуле» вспоминаю с улыбкой. В Англии умеют обходиться с футболистами, поэтому я быстро освоился. Это полярные случаи.
В Германии никто не обращал на меня внимания. Они будто приводили людей на стадион, а потом такие: «Делайте, что хотите – сами со всем разберетесь».
– Возможно, помните имена тех, с кем тренировались в то время, а сейчас они стали известными игроками?
– Из немцев не назову, потому что я был слишком молод, да и память ужасная. Если перепроверить, с кем мы занимались в «Ливерпуле», то, может, и всплывут какие-то имена, но я правда не могу вспомнить.
– Оценивая ситуацию сейчас, как думаете, что было главной причиной, по которой карьера в «Брайтоне» все-таки не сложилась? Я читал о жутких травмах.
– Да, все дело в травмах. Из четырех лет в «Брайтоне» травмирован я был аж 3,5 года. Это непросто, когда за такой промежуток времени ты тренируешься, дай Бог, месяцев шесть. Мы говорили с президентом клуба, и он, как многие другие, признал: «Тебе реально не повезло».
Я не могу сказать, что мешало что-то еще – исключительно моя травматичность.
– После вы играли в «Жальгирисе» под руководством казахстанца Чебурина. Какой он как тренер? Что скажете о его качествах?
– Честно признаться, я даже говорить о нем не хочу. Если можно, пропущу вопрос.
– У вас были проблемы между собой? Что, если сравнить их с Бабаяном?
– Нет, но просто не хочу и вспоминать. Они нисколько не похожи друг на друга – Бабаян в разы лучше.
– Сразу вспомнилась байка, что в те годы вы чуть ли не подрались с Уго Видемоном. Если не секрет, правда ли это? Раскройте детали.
– Когда я только перешел в «Жальгирис», Уго считался там лучшим. А я был молодым и, возможно, высокомерным, потому что приехал из АПЛ. Эго было невероятных размеров. И вот, во время двусторонки, когда я жадничал и не пасовал на Уго, он начинал орать что-то по-французски. Я огрызался, кричал ему в ответ: «Да закрой ты свой е**** рот!».
Мы с Уго не дрались, но шипели друг на друга, чуть пободались. Спустя неделю были уже друзьями. В футболе так бывает: сначала конфликтуете, а потом жмете руки и напряжение спадает.
– А что насчет Динмухаммеда Кашкена, с которым составляли пару ЦЗ?
– В первую очередь, Димаш – очень классный парень, и мы были близки. Жили в одном номере и вместе ездили на матчи. А спустя годы, когда мы с «Астаной» играли в Алматы, то встречались с ним и просто общались. Это хороший футболист, но для меня самое главное, что как человек Димаш очень крут.
– Помогал ли он вам с адаптацией?
– Да, конечно. Мы могли выйти в ресторан, и там Димаш подсказывал мне какие-то вещи.
– Несколько изданий признали вас лучшим защитником Премьер-лиги-2024. А кого бы вы могли назвать сами? Впечатлил ли кто-то из конкурентов?
– На самом деле, я не зацикливаюсь на других защитниках, потому что чаще ты изучаешь нападающих, против которых предстоит сыграть. Анализируешь именно прямых соперников. Но, по-моему, этот парень из «Актобе» провел отличный сезон…
– Алибек Касым?
– Да, Касым! Это был мощный сезон для него. Но я в целом знаю мало защитников из нашего чемпионата. С форвардами примерно так же: за 10 минут до выхода на поле я смотрю, как они играют, что у них за стиль. На имена или номера большого внимания не обращаю.
– То есть лучшего нападающего все-таки не назовете?
– Джеффри (смеется)! Чинеду впечатлил больше остальных и забил очень много. А кого, кстати, признали лучшим бомбардиром?
– Лучших сразу трое, а один из них – казахстанец Чесноков из «Тобола».
– Точно. Чесноков очень-очень силен, он мне нравится.
– Еще недавно к ним присоединился Сигневич, который забил столько же за «Атырау». Третий – Жоао Пауло.
– Нет, все же Чесноков был лучше. Еще мне нравится атакующая линия «Актобе»: Умаев, ушедший Самородов.
– Какой момент стал для вас лучшим и самым запоминающимся в прошедшем году?
– Думаю, камбэк с «Бранном». После поражения в Норвегии (0:2) никто в нас не верил, а в медиа писали что-то типа: «С этими уже покончено». Но после третьего гола (дома) я просто сошел с ума и стал бегать по всему полю. Это точно лучший момент 2024-го.
– Когда Каримов забил на 90+1’, даже болельщики не могли в это поверить.
– Его можно назвать главным героем матча, это правда. Рамазан даже мяча толком коснуться не успел – забил за пять секунд.
– Расскажите о планах на 2025-й.
– Стать чемпионами и продвинуться в ЛК как можно дальше – такие главные цели. Мы обязаны провести предстоящий сезон на отлично.