– Как ваше здоровье? Карлос Алос говорил, что вы не приехали в сборную Беларуси из-за травмы.
– Да, повредил колено. «Елимай» боролся за место в еврокубках, поэтому я играл последние матчи чемпионата Казахстана на уколах. Объяснил эту ситуацию тренеру сборной: если бы, не дай бог, был стык, то я мог выбыть на долгий срок. В итоге приняли решение, чтобы я лечился.
Сейчас без нагрузок колено не беспокоит. Но если бы тренировался, то, может, по-другому говорил бы.
– Как вам последние матчи сборной Беларуси в Лиге Наций?
– Понятно, с североирландцами пришлось тяжело. Выездной матч, сумасшедшая поддержка хозяев на стадионе… А с болгарами, считаю, сыграли хорошо. Первый тайм провели скованно, но во втором выглядели неплохо. После перерыва всегда лучше играем. Много времени провели у штрафной соперника, навязывали борьбу, но не хватало акцентированных действий в концовках атак. Вполне могли побеждать.
– У белорусов 3-е место в группе. Как воспринимаете такой результат?
– Мы неплохо шли по ходу розыгрыша. Если бы взяли 3 очка в последних играх, были бы выше. Считаю, выступили не так чтобы плохо, но и не так хорошо, как хотели. Рассчитывали выйти в дивизион «В», и до поражения в Белфасте были все шансы сделать это.
– Переходим к клубным делам. Как оцените этот сезон в своем исполнении?
– Моя команда не выполнила задачу попасть в еврокубки. Значит, оценка отрицательная. За 4 тура до финиша мы шли в зоне еврокубков, но оставшиеся матчи провели так, что вообще могли свалиться на 7-е место.
– «Елимай» ведь только поднялся в КПЛ. Не слишком ли высоко задрали планку на первый год?
– Под эту планку приглашали соответствующих футболистов, в том числе и меня. Есть руководство, которое поставило конкретную задачу, а то, что команда только-только вышла в премьер-лигу, не имело значения. Я футболист и должен выполнять задачу. Считаю, состав у нас подобрался такой, что эта цель была вполне достижима.
– В итоге «Елимай» завершил сезон серией из 4 поражений и на 6-м месте. Как руководство оценило такой результат?
– Как уже сказал – отрицательно. Мы реально хотели попасть в еврокубки, и невыполнение задачи расстроило. Да, были ссылки на то, что мы первый год в топ-дивизионе, туда-сюда, но все же осадок остался.
– У вас 8 голов в сезоне – крутой показатель для опорника. За один год вы отличились более чем в два раза чаще, чем за все предыдущие. Откуда такая прыть?
– Ниоткуда, просто залетало:) Делал все то же самое. Разве что, когда пошли голы, стал чуть больше находиться в штрафной, нежели до этого. Не знаю, как объяснить такой всплеск. Ничего сверхъестественного не делал. Думаю, у любого футболиста бывает такой год, когда так прет.
– С конца лета вы выходили на поле в статусе капитана «Елимая». Как чувствуете себя в этой роли?
– Если честно, не придавал этому значения. В течение сезона неоднократно менялся капитан, поэтому спокойно отнесся к тому, что тренер возложил на меня эти функции. Так-то у нас есть капитан, и он настоящий лидер в раздевалке и за ее пределами, даже если не играет. Просто с осени его не было на поле. Будь иначе – повязка была бы на его руке.
– Как вам развязка чемпионата Казахстана?
– Было очень интересно. Обычно к концу чемпионата остаются один-два претендента на золото, а здесь их оказалось больше, и шесть команд имели шансы попасть в еврокубки. Мы, например, по ходу своего последнего матча узнали, что в случае победы заняли бы 4-е место.
– Честно ли «Кайрат» взял чемпионство?
— А кто говорит, что нечестно?
– Были разговоры, что белорусские легионеры «Кайрата» якобы договариваются с соотечественниками из «Атырау»…
– Вы реально представляете, что Александр Мартынович, находясь всего полгода в Казахстане, будет с кем-то договариваться? Ха-ха-ха.
– Я-то не представляю, но, уверен, и вы читали об этом.
– Блин, да написать можно что угодно. Это же ерунда полная.
– Хорошо, а что думаете по поводу пенальти, который был назначен в ворота «Атырау» за фол белорусского защитника Никиты Степанова и, по сути, принес «Кайрату» титул?
– Намекаете на то, что это был не пенальти? Жоао Пауло обогнал Степанова, и защитник его зацепил. На мой взгляд, здесь все по делу.
– Возможно, фол был до штрафной.
— Ах, в этом плане… Ну, не знаю. В любом случае, как по мне, это бред. Уверен, никто никому ничего не сдавал. Подобные разговоры всегда идут. И про нас так говорили, и про «Актобе», и про «Астану». Но в итоге «Кайрат» – чемпион. У всех были шансы обогнать алматинцев. Считаю, конкуренты «Кайрата» сами виноваты. Никто им не мешал набирать свои очки и спокойно доигрывать чемпионат.
– Вы кому-нибудь симпатизировали в чемпионской гонке?
– Если только своей команде:) Для меня было главным, чтобы «Елимай» решил задачу. Мы сами еще за 5 туров до конца претендовали на титул.
– Что скажете в целом об уровне чемпионата Казахстана?
– Легионеры здесь сильнее, чем в Беларуси. Думаю, «Кайрат» и «Астана» спокойно играли бы на равных с минским «Динамо» и «Неманом». Другие команды КПЛ по общему уровню превосходят остальные белорусские.
– Чего, по-вашему, не хватает белорусскому футболу из того, что есть в Казахстане?
– Атмосферы на матчах. Например, у нас в Семее почти всегда полный стадион – 7-8 тысяч приходят железно. На домашних играх грандов также хорошая посещаемость. Впечатлила обстановка на гостевой игре с «Актобе». Думаю, что и «Астана», если бы принимала соперников дома, а не в Алматы, собирала бы приличную аудиторию. В Атырау была крутая атмосфера. Или взять тот же «Кайрат»… Люди в Казахстане любят футбол, здесь им интересуется больше народа, чем в Беларуси.
– Я все жду, когда вы скажете, что белорусскому футболу не хватает и казахстанских зарплат.
– Конечно, такие же зарплаты нам не помешали бы. Даже не знаю, есть ли в мире такой чемпионат, где футболистам платят меньше, чем в Беларуси. Но смысл говорить о маленьких зарплатах в нашем футболе? Об этом и так все знают.
– Тогда поговорим о городе, в котором базируется ваш клуб. Семей называют культурной столицей Казахстана и родиной футбола этой страны. Вы это прочувствовали?
– Конечно! Футбол здесь обожают. На улице, в кафе, ресторанах все тебя узнают. Такое ощущение, что каждый житель Семея как-то связан с футболом. Все интересуются, начиная с маленьких детей, которым родители прививают любовь к футболу.
– Вы как-то охарактеризовали Семей, болельщиков «Елимая» и атмосферу на стадионе одним словом – космос.
– На самом деле так и есть. Вот у нас старенький стадион, но он постоянно заполняется. Были матчи, когда трибуны не могли вместить всех желающих. Люди стояли за полем и смотрели. Благо в Семее строят новый большой стадион, поэтому годика через два там можно будет увидеть хороший футбол.
– Прошлой зимой у вас наверняка были и другие варианты для продолжения карьеры.
– Как говорил один великий футболист, у меня был только один железный вариант. Все остальные – на уровне разговоров, без конкретики. Пару клубов в Беларуси интересовались, и вроде бы какой-то интерес был из России.
– Из ФНЛ или РПЛ?
– По-моему, из РПЛ. Но когда говорят: «Подожди, подожди, сейчас, сейчас»… Я всегда к этому скептически отношусь. Обычно когда клуб интересуется, то тебе звонят напрямую, выясняют, что да как.
– Срок действия вашего контракта с «Елимаем» подходит к концу. Есть понимание, где начнете следующий сезон?
– Сейчас это пока неактуально. Думаю, в декабре начнем обсуждать.
– Есть желание остаться?
– Желание – бешеное. Шучу. Просто хочу себе найти хороший клуб, в котором буду чувствовать себя комфортно. Вот такое у меня желание.
– Была информация, что БАТЭ якобы интересуется вашим одноклубником Жаном-Али Пайрузом. Вам что-нибудь известно на этот счет?
– Ничего. Я сам узнал об этом из прессы. Он со мной не консультировался. Видимо, надо позвонить ему, поинтересоваться:) Но вообще в БАТЭ есть его соотечественник (Оралхан Омиртаев). Возможно, Пайруз у него спрашивал.